Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМ

Полезные советы

Солидный, элегантный автомобиль стал одним из символов послевоенного промышленного подъема СССР. Несущий кузов, гидромуфта, передние тормоза с двумя цилиндрами на каждое колесо, а главное — стиль.

Материалы по теме


Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМ

ЗИМ (Завод имени Молотова), он же ГАЗ‑12, - первый в истории горьковский автомобиль с изображением оленя на эмблеме. Машину спроектировали в рекордные сроки — чуть более чем за два года. Предназначена она была, в основном, для советской и партийной номенклатуры в качестве служебной. Ее, правда, продавали, но покупателей на дорогущий седан было ничтожно мало.

Первые товарные седаны собрали осенью 1950 года, а на конвейер модель поставили весной 1951‑го. Солидный, элегантный седан получил ряд передовых для нашего автопрома технических решений. Да и не только для нашего.

Содержание
  1. Партсобрание

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМГАЗ‑12 ЗИМ в 1950 году выглядел свежо и элегантно, менее помпезно и более современно, чем ЗИС‑110, основные мотивы дизайна которого заимствовали у предвоенного Паккарда. ЗИМ не повторял ни один американский аналог напрямую, но некоторые элементы: скажем, капот, решетку радиатора, бамперы с массивными клыками, хромированный молдинг — сделали, конечно, под влиянием заокеанской стилистики. Кстати, большинство американских машин тех лет, даже разных концернов, тоже были похожи друг на друга.

ГАЗ‑12 ЗИМ в 1950 году выглядел свежо и элегантно, менее помпезно и более современно, чем ЗИС‑110, основные мотивы дизайна которого заимствовали у предвоенного Паккарда. ЗИМ не повторял ни один американский аналог напрямую, но некоторые элементы: скажем, капот, решетку радиатора, бамперы с массивными клыками, хромированный молдинг — сделали, конечно, под влиянием заокеанской стилистики. Кстати, большинство американских машин тех лет, даже разных концернов, тоже были похожи друг на друга.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМBuick Roadmaster

Buick Roadmaster

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМCadillac 75 Fleetwood

Cadillac 75 Fleetwood

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМDodge Coronet

Dodge Coronet

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМСемиместный ЗИМ имел очень солидные длину — 5165 мм и базу — 3200 мм. Откидными стульчиками — страпонтенами — пользовались, правда, разве только большие компании в такси: уж очень на них было неудобно. Главному конструктору завода ГАЗ Андрею Липгарту в министерстве настоятельно советовали просто скопировать раму у американцев, например, с Бьюика. Но в распоряжении горьковских конструкторов был мотор, развивающий всего 90 л.с. А рамная машина получилась бы заведомо тяжелой. Липгарт принял смелое решение: используя опыт, накопленный при создании Победы ГАЗ-М20, сделать кузов несущим. ЗИМ не был первым столь длинным автомобилем с несущим кузовом. Скажем, у Ситроена 11CV была версия с базой 3270 мм. Однако французский автомобиль был совсем иной конструкции — переднеприводный. Советский же автопром по-прежнему ориентировался на американскую школу. Масса ЗИМа составила всего 1940 кг. Правда, из-за отсутствия рамы в серию не запустили кабриолет. Он потребовал бы слишком много доработок. Но открытые кузова для СССР приоритетными и не были.

Семиместный ЗИМ имел очень солидные длину — 5165 мм и базу — 3200 мм. Откидными стульчиками — страпонтенами — пользовались, правда, разве только большие компании в такси: уж очень на них было неудобно. Главному конструктору завода ГАЗ Андрею Липгарту в министерстве настоятельно советовали просто скопировать раму у американцев, например, с Бьюика. Но в распоряжении горьковских конструкторов был мотор, развивающий всего 90 л.с. А рамная машина получилась бы заведомо тяжелой. Липгарт принял смелое решение: используя опыт, накопленный при создании Победы ГАЗ-М20, сделать кузов несущим. ЗИМ не был первым столь длинным автомобилем с несущим кузовом. Скажем, у Ситроена 11CV была версия с базой 3270 мм. Однако французский автомобиль был совсем иной конструкции — переднеприводный. Советский же автопром по-прежнему ориентировался на американскую школу. Масса ЗИМа составила всего 1940 кг. Правда, из-за отсутствия рамы в серию не запустили кабриолет. Он потребовал бы слишком много доработок. Но открытые кузова для СССР приоритетными и не были.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМНе только Buick, но и все прямые американские аналоги ЗИМа имели мощные рамы. Это позволяло легко делать самые разные, в том числе открытые кузова. Но в результате масса, скажем, модели Cadillac 75 с близкой к параметрам ГАЗ‑12 базой составляла 2200–2300 кг. Впрочем, американцы ставили куда более мощные моторы.

Не только Buick, но и все прямые американские аналоги ЗИМа имели мощные рамы. Это позволяло легко делать самые разные, в том числе открытые кузова. Но в результате масса, скажем, модели Cadillac 75 с близкой к параметрам ГАЗ‑12 базой составляла 2200–2300 кг. Впрочем, американцы ставили куда более мощные моторы.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМНовинка ЗИМа, необычная для советского автопрома, - гидромуфта в трансмиссии, сглаживающая рывки при неаккуратной работе педалью сцепления. В принципе, на машине можно было тронуться даже с третьей — прямой передачи.

Новинка ЗИМа, необычная для советского автопрома, - гидромуфта в трансмиссии, сглаживающая рывки при неаккуратной работе педалью сцепления. В принципе, на машине можно было тронуться даже с третьей — прямой передачи.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМСоветская гидромуфта представляла собой копию предвоенного устройства Fluid Drive концерна Chrysler. Американцы продолжали применять гидромуфты и после войны, но их уже вытесняли автоматические коробки передач.

Советская гидромуфта представляла собой копию предвоенного устройства Fluid Drive концерна Chrysler. Американцы продолжали применять гидромуфты и после войны, но их уже вытесняли автоматические коробки передач.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМШестицилиндровый двигатель ГАЗ‑12 рабочим объемом 3,48 л — развитие предвоенного мотора ГАЗ‑11. На ЗИМе ­стояла самая мощная версия: при степени сжатия 6,7 двигатель выдавал 90 л.с.

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ‑12 рабочим объемом 3,48 л — развитие предвоенного мотора ГАЗ‑11. На ЗИМе ­стояла самая мощная версия: при степени сжатия 6,7 двигатель выдавал 90 л.с.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМКонструкция горьковской «шестерки» имела в основе двигатель Dodge D5 конца 1930‑х. Послевоенная версия американского мотора при рабочем объеме 3,8 л и степени сжатия 7,0 выдавала 103 л.с. - сравнимо с мощностью двигателя ЗИМа. Хотя американские фирмы на аналогичных автомобилях часто ставили и V‑образные «восьмерки».

Конструкция горьковской «шестерки» имела в основе двигатель Dodge D5 конца 1930‑х. Послевоенная версия американского мотора при рабочем объеме 3,8 л и степени сжатия 7,0 выдавала 103 л.с. - сравнимо с мощностью двигателя ЗИМа. Хотя американские фирмы на аналогичных автомобилях часто ставили и V‑образные «восьмерки».

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМПо шасси ЗИМ максимально унифицировали с Победой. В том числе использовали и пружинную переднюю подвеску с рычажными амортизаторами. Их рычаги выполняли и роль верхних рычагов подвески.

По шасси ЗИМ максимально унифицировали с Победой. В том числе использовали и пружинную переднюю подвеску с рычажными амортизаторами. Их рычаги выполняли и роль верхних рычагов подвески.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМПодвеска ГАЗ‑12, как и Победы ГАЗ-М20, представляла собой фактически копию конструкции, применяемой на седане Opel Kapitän с 1938 года.

Подвеска ГАЗ‑12, как и Победы ГАЗ-М20, представляла собой фактически копию конструкции, применяемой на седане Opel Kapitän с 1938 года.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМСалон ГАЗ‑12 сделали в общей американизированной стилистике тех лет. Причем панель приборов и верхняя часть дверей были оформлены под дерево. Машина имела часы, радиоприемник и — впервые для завода ГАЗ — руль с хромированным кольцом звукового сигнала, позднее перешедший и на Победу.

Салон ГАЗ‑12 сделали в общей американизированной стилистике тех лет. Причем панель приборов и верхняя часть дверей были оформлены под дерево. Машина имела часы, радиоприемник и — впервые для завода ГАЗ — руль с хромированным кольцом звукового сигнала, позднее перешедший и на Победу.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМНесмотря на общую с ЗИМом стилистику, салон Победы был иным. Даже рисунок всех приборов отличался от зимовского.

Несмотря на общую с ЗИМом стилистику, салон Победы был иным. Даже рисунок всех приборов отличался от зимовского.

Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМИ ЗИМ, и Победа по дизайну панели приборов были близки к американцам, в частности к автомобилям Chevrolet. В таком же стиле делали тогда салоны многих ­заокеанских машин.

И ЗИМ, и Победа по дизайну панели приборов были близки к американцам, в частности к автомобилям Chevrolet. В таком же стиле делали тогда салоны многих ­заокеанских машин.

Партсобрание

Материалы по теме


Седан для парткома: удивительная история ГАЗ‑12 ЗИМ

ГАЗ‑12 ЗИМ с гидромуфтой в трансмиссии и передними тормозами с двумя цилиндрами на каждое колесо для советского автопрома был передовым. А несущий кузов — прогрессивным даже по сравнению со многими зарубежными аналогами. Горьковские инженеры и художники, как и при создании Победы, умело приспособили к своим производственным возможностям и местным условиям эксплуатации ряд современных технических и стилистических идей.

Семиместные седаны делали в относительно небольших количествах. До 1960 года собрали всего 21 527 машин, включая модификации для такси и службы скорой помощи.

  • Родословная легендарного рижского микроавтобуса РАФ=977 — в этой публикации.
  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт,? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
  • Столкнулись с проблемой обледенения стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! А чтобы боковые стекла оставались чистыми, приобретите водосток лобового стекла.

Не хватает места в салоне? Приезжайте в наш магазин — подберем недорогой багажник на крышу, посоветуем автобокс.

Фото: из архива «За рулем»

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/925409-gaz-12-zim-istoriya-sozdaniya/

Оцените статью
Автомобильные обзоры и полезные новости
Добавить комментарий