Очень дельные советы от профессионального гонщика

Полезные советы

Гоняют ли гонщики в обычной жизни? Применим ли их опыт на дорогах общего пользования? Каким правилам нужно следовать, а какими можно пренебречь? Рассказывает профессиональный пилот Владимир Шешенин.

Очень дельные советы от профессионального гонщика

Досье

Имя: Владимир Шешенин
Возраст: 31
Город: Екатеринбург
Должность: пилот команды LADA Sport ROSNEFT
Личный автомобиль: Лада Веста Спорт

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

Владимир спокойный и очень приветливый парень. В начале «нулевых» он начинал в картинге и Lada Revolution и со временем добился больших успехов в российском ралли, ралли-кроссе и кольцевых гонках.

В 2020 году Владимир защищает цвета заводской команды АВТОВАЗа на новой Lada Granta «Туринг Лайт». А в перерывах между этапами делится водительским опытом с читателями «За рулем».

Своя машина у меня — Vesta Sport. Если нужно быстро доехать, то прибавляю, и получается чуть быстрее, чем у остальных. Но сейчас везде стоят камеры, и нигде особо не разгонишься. Поэтому в городе я обычно еду в потоке. Чуть меньше 80 км/ч на круизе — и вперед.

Из гоночного опыта в обычной жизни пригождаются зимние старты. Когда нужна тонкая работа сцепления и газа, и нужно уехать быстрее, чем остальные.

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

Стараюсь как можно быстрее избавляться от плохих воспоминаний. Сейчас не могу вспомнить ни одного негативного эпизода из гонок — мне это не нужно. Произошло плохое — сделал выводы и забыл. Как у Газманова в песне, запавшей с детства в память: а я ясные дни оставляю себе, а я хмурые дни… отправляю куда подальше.

Ты остановишься там, где хочешь, если сильно нажмешь на тормоз вначале. Любая практика по экстренному летнему торможению должна учить, что в первой фазе торможения нужно сильно нажать на педаль — и при этом не передержать, чтобы колесо не заблокировалось.

В штатных ситуациях тормозить нужно максимально плавно, минимизируя любые нагрузки, чтобы ни у кого из твоих попутчиков голова не отпала.

Главное при торможении на мокром асфальте — выбирать асфальт, который не блестит. Если блестит, значит, вода в этом месте не уходит в абразив. Пленка воды создает эффект аквапланирования, машина на таком покрытии очень плохо останавливается.

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

Самое коварное покрытие для торможения — гравий. Он бывает разный — мелкий, крупный, с грязью… Когда попадается тот, у которого частицы, как шарики, ты очень сильно скользишь. В такой ситуации сложно рассчитать момент начала торможения и его прогресс.

Обгон займет минимум времени, если ты подготовишь двигатель — выведешь его на обороты максимального момента. На Ладе, например, для обгона на трассе самая ходовая передача — третья.

Расстояние до автомобиля, который ты собираешься обогнать, должно быть достаточным, чтобы начать останавливаться вместе с ним, если случится что-то непредвиденное.

Прежде чем обгонять, убедись, что перед тобой просматриваемая прямая — без трамплинов, перепадов высот, поворотов и встречных машин.

Важно быть уверенным, что впереди автомобиля, который ты собрался обгонять, никого нет и тебе хватит места для завершения маневра.

Когда заканчиваешь обгон, нужно, чтобы твоя машина находилась хотя бы на полкорпуса впереди обгоняемой. Тогда, если возникнет экстренная ситуация и тебе нужно будет тормозить, у человека сзади будет время, чтобы среагировать.

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

Если обгон пошел не по плану и ты не успеваешь вернуться на полосу, нужно поворотником показать встречным, что заканчиваешь маневр, и просто пытаться сделать это как можно скорее. Тебя поймут — люди не дураки, у всех это случается. И никаких резких движений рулем — часто люди совершают необдуманные движения, их разбалтывает и выносит на встречку.

В борьбе со сносом или заносом привод, как ни странно, решающего значения не имеет. Многое зависит от развесовки автомобиля. И работы рулем и газом.

Когда едешь в гонке, скользишь постоянно. Ты всегда на пределе, и это не является для тебя чем-то внезапным. В гонке — проще. А в обычной жизни, если у тебя пошел срыв одной из осей, всё зависит от моторики. Если ты развивал навыки контраварийного вождения, она сработает и вестибулярный аппарат даст сигнал мозгу, что делать с руками. Если нет, то, скорее всего, у тебя ничего не получится, ты потеряешься. Поэтому до этого лучше не доводить — проедь чуть помедленнее, особенно если покрытие плохое. Делай небольшой запас, и не будет никаких проблем.

В межсезонье особенно важно все делать заранее — и тормозить, и маневрировать. Большинство аварий случается потому, что люди переоценивают свои возможности в эти периоды.

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

У всех разный уровень, нужно всегда помнить об этом. Кто-то только начал ездить, кто-то ездит давно — независимо от этого нужно уважать друг друга и быть терпеливыми.

Есть вещи, которые говорят о взаимопонимании и взаимоуважении на дорогах. Например, я осуждающе отношусь к тем, кто медленно едет в левом ряду при свободном правом. И терпеть не могу, когда две машины движутся рядом, не давая дороги.

Все, что написано в ПДД — очень важно. Проблема иногда в том, что знаки противоречат здравому смыслу. Это случается и вызывает много вопросов. Но нет ни одного правила, которым обычному водителю можно было бы каким-то образом пренебречь.

Машину нужно содержать в нормальном техническом состоянии. Это важно и в гонках, и на дороге. Если что-то сломается, ты подвергнешь опасности не только себя, но и других участников движения.

Материалы по теме


Очень дельные советы от профессионального гонщика

Практика — это самое главное. Ездить нужно каждый день. Если ты делаешь это один раз в год, то, может быть, лучше кого-то попросить, чтобы тебе помогли добраться. Когда я долго не езжу на какой-то машине — например, на грузовике — я не могу, несмотря на весь опыт, сразу сесть в него и понестись. Нужно время, чтобы почувствовать габариты, тормоза, ускорение, руль, поведение на покрытии. Все исходит из того, насколько ты нашел общий язык с автомобилем, насколько спокойно себя чувствуешь в нем. Чем меньше отвлекаешься на управление, тем больше можешь обратить внимание на то, что происходит вокруг — на другие автомобили, знаки, светофоры и людей, перебегающих дорогу.

Очень дельные советы от профессионального гонщика

Наблюдать за выступлениями Владимира Шешенина в гонках можно во время трансляций этапов Российской кольцевой гоночной серии на канале «Матч», на официальном сайте СМП РСКГ, на Youtube-канале SMP Racing, а также посмотрев отчеты с соревнований на Youtube-канале LADA.

Фото: Владимир Миро/LADA Sport ROSNEFT.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/924443-sovety-voditelyam-ot-professionala/

Оцените статью
Автомобильные обзоры и полезные новости
Добавить комментарий