Разные силы. Что такое «полка» крутящего момента? | Обслуживание | Авто

Автоновости



Атмосферный и турбированный двигатели при равной мощности отличаются друг от друга по характеристикам. При их сравнении заметна очевидная разница в так называемой планке крутящего момента. Посмотреть на нее можно на графиках распределения тяги в зависимости от оборотов коленвала. Что означают эти значения и какое практическое значение имеют для автомобилистов?

Две характеристики

Есть две характеристики, определяющие возможности мотора. Это мощность, выражающаяся в лошадиных силах, и крутящий момент, измеряемый в ньютон-метрах. Вообще, «лошадиные силы» в современных условиях — неинформативная характеристика, зависимая от множества факторов. К примеру, одну и ту же мощность двигатель может выдавать на стенде как при 1500 об/мин (дизельный агрегат), так и на 20 000 об/мин (гоночный мотоциклетный оппозитник).

Кроме того, эта единица измерений давно устарела. С помощью хитрых программ управления двигателем количество «лошадиных сил» можно прибавить или уменьшить, чем и пользуются многие производители. Сейчас небольшие 2,0-литровые рядные турбированные моторы BMW или Volvo могут иметь мощность свыше 350 лс, как 8-цилиндровые «атмосферники» 20-летней давности — потому как оснащены они помимо ступенчатого наддува еще и сложной системой впрыска. А вот по тяге и по долговечности они, естественно, проигрывают.

В общем, требуется иная характеристика, которая бы могла адекватно описывать возможности современного мотора. И автопроизводители видят ее в крутящем моменте.

Если силу давления поршней умножить на длину рычага кривошипа, то получится крутящий момент, от которого зависит тяга мотора. Она выражается в Ньютонметрах (1 Нм равен силе в 1 ньютон, умноженной на рычаг в 1 метр). Чем длиннее рычаги, тем больше тяги выдает мотор.

Где начинается и заканчивается «полка» момента?

Если посмотреть на графики, то можно заметить, что у современных впрысковых турбированных моторов кривая момента резко подскакивает вверх и достигает максимума уже при 2000 оборотов. Затем она стабилизируется и с небольшими колебаниями тянется до 4500-5000 об, а затем плавно клонится вниз к «красной зоне». Аналогичный график можно увидеть и для дизельных моторов, за исключением того, что «полка» момента у них заканчивается примерно на 4000 об.

У «атмосферных» V-образных агрегатов кривая момента, наоборот, взбирается к максимуму по пологой траектории, достигает «полки» на 3500 оборотов и клонится вниз после 5000 оборотов. Тем самым, продолжительность полки момента почти в два раза меньше. Что же это значит?

Длинная полка у турбированных впрысковых моторов означает, что на низких оборотах они ездят зажигательнее и динамичнее, чем «атмосферники» аналогичной мощности. Пик момента достигается как только водитель коснется педали акселератора, благодаря чему автомобиль стартует эмоциональнее и живее. Водителю не требуется жать на педаль и тратить лишнее топливо для раскрутки мотора.

К примеру, дизельные агрегаты, у которых максимальный момент доступен уже на 1500 об., на городских скоростях опережают бензиновые по тяге, а значит они дарят лучшую динамику, оставаясь при этом экономичнее.

С помощью крутящего момента определяется также эластичность мотора, то есть его способность обеспечивать одинаковую тягу в большом диапазоне оборотов.

Зона эффективности

Если посмотреть на графики характеристик мотора, то помимо кривой крутящего момента можно увидеть другой «горб». Он показывает нарастание мощности, который у всех бензиновых моторов достигает максимума примерно к 5000 оборотам.

Мощность двигателя выражает его способность сопротивляться ветровым и прочим нагрузкам для достижения высокой максимальной скорости.

Наибольшая эффективность и отдача мотора достигается между двумя этими показателями, а именно между максимумом крутящего момента и максимумом мощности.

Тем самым, атмосферные моторы хорошо тянут в пределах 3500-6000 об. Поэтому для ускорения во время обгонов их необходимо раскручивать и лучше подбирать передачи, чтобы держать мотор в тонусе.

Турбированные двигатели с непосредственным впрыском, а также дизельные агрегаты будут хорошо ехать от 1500 до 4000 оборотов. Они обладают хорошей эластичностью и всегда имеют запас тяги для рывка. В этом их главное преимущество. Этот же диапазон позволяет экономить топливо.



Источник

Оцените статью
Автомобильные обзоры и полезные новости